Вместо печати

07.04.2022 Коммерсантъ.ru

Внесен законопроект, позволяющий генпрокурору отзывать лицензии СМИ
Группа депутатов от разных фракций (кроме КПРФ) во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Василием Пискаревым (ЕР) внесла законопроект с поправками к нескольким законам, которые, по словам авторов, позволят дать «оперативный симметричный ответ на недружественные действия в отношении российских средств массовой информации». При этом под закон подпадут и российские СМИ в случае их «противоправных действий». Законопроект, в частности, наделяет Генпрокуратуру правом внесудебного отзыва лицензий у печатных СМИ: до сих пор сделать это можно было лишь через суд. Медиаюристы и представители медиарынка опасаются, что инициатива может привести к мгновенной остановке любых независимых СМИ, тогда как ее авторы считают, что проект отвечает условиям информационной войны, а у медиа сохранится возможность обжаловать блокировку.
Василий Пискарев
Согласно поправкам, в случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского СМИ «в качестве ответной меры» на основании решения генпрокурора или его заместителей в России может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного СМИ, зарегистрированного на территории этой страны и распространяющего свои материалы в России по лицензионному договору или через российское юридическое лицо. Такое решение влечет за собой запрет на распространение материалов этого СМИ (в том числе в интернете), их хранение, на учреждение им в России юридических лиц либо участие в них, а также прекращение аккредитации его корреспондентов.
В законе об информации расширяется перечень видов противоправной информации — в него предлагается включить дискредитацию вооруженных сил, призывы к воспрепятствованию их использования, а также к введению санкций в отношении России, ее граждан и юрлиц. Поправки вводят в закон новую статью о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно размещалась противоправная информация: в случае установления такого факта генеральный прокурор получит право обратиться в Роскомнадзор «с требованием о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу». Предлагаемая новая статья закона о СМИ также наделяет генерального прокурора и его заместителей правом признать регистрацию СМИ недействительной и прекратить действие лицензии на вещание в случае распространения «недостоверной информации». Недостоверная информация может, в частности, относиться к мерам, принимаемым для обеспечения безопасности населения и территорий, оскорблять общественную нравственность, выражать неуважение к государству и его органам, дискредитировать использование вооруженных сил РФ, содержать призывы к участию в несанкционированных публичных мероприятиях, а равно к введению санкций против России и ее граждан.
Авторы законопроекта объясняют свою инициативу «нарастающим распространением противоправной информации в интернете, требующим введения оперативных правовых мер пресечения распространения опасного интернет-контента». «В условиях нагнетания антироссийской информационной повестки важным является установление правового режима работы с российскими СМИ и организациями вещания, при котором противоправная деятельность СМИ и вещателей… будет пресекаться решениями органов прокуратуры», — говорится в пояснительной записке.
По словам соавтора поправок Евгения Ревенко (ЕР), законопроект соответствует вызову времени: «Мы живем в состоянии информационной войны, фейки распространяются мгновенно». А поправки позволят оперативно на это реагировать и усилят ответственность за цитирование недостоверной и противоправной информации, поясняет господин Ревенко. СМИ, несогласные с решением о блокировке и лишении лицензии, смогут оспорить его в суде, говорит депутат.
Представители КПРФ не поддерживают проект, поскольку в нем «много полномочий отдается генпрокурору», сказал “Ъ” депутат Александр Ющенко: «Понятно, время такое, когда требуются ответные меры. Но когда это закончится, возможность расправиться с любым СМИ останется».
Запрет на цитирование может быть распространен на все заблокированные в РФ СМИ, а не только на те, что будут заблокированы в рамках ответных российских санкций, говорит адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Тельман Оганесян. Специального примечания по применению запрета только в рамках настоящей статьи нет, отмечает он, и это «позволит широко толковать данную норму на практике». Запрет на цитирование может быть распространен и на обычных пользователей, считает господин Оганесян, для которых не будет исключена административная и уголовная ответственность «в зависимости от содержания распространяемой информации».
Проект подразумевает возможность стремительной остановки выпуска печатных СМИ по аналогии с блокировкой интернет-ресурсов, только путем изъятия свидетельства о регистрации, указывает руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова (и госпожа Арапова, и Центр внесены в реестр иноагентов). «Остановка выпуска печатного издания сейчас занимает месяцы и сводится к судебному разбирательству, но теперь его остановку предлагается ускорить, и изменения могут быть фатальными, — говорит она.— Отзыв свидетельства о регистрации у печатного СМИ по требованию генпрокурора означает, что СМИ не сможет выходить под тем же названием и в один момент потеряет бренд». Эксперт также опасается, что принятые во время проведения спецоперации акты останутся действующими и по ее завершении: «Работать сможет только тот, кто будет точно знать, что его не тронут». Обжалование ограничений работы интернет-СМИ новым проектом по сути исключается, отмечает госпожа Арапова: «Речь идет о пожизненной блокировке без возможности обжалования. Это не выдерживает никакой критики, это совершенно новый уровень». Галина Арапова отмечает, что «пожизненная блокировка» может быть распространена на случаи ранее выявленных нарушений СМИ — например, публикации запрещенной информации, связанной с распространением наркотических средств, суицидом или продажей дипломов. Для блокировки такие нарушения должны быть неоднократными, но период их совершения проектом не установлен: «В течение года, месяца или какого времени СМИ должно неоднократно что-то нарушить, чтобы его заблокировали пожизненно?»
Беглое знакомство с законопроектом показывает, что «он сделан, мягко говоря, неаккуратно и наспех», отмечает соавтор закона «О СМИ» Михаил Федотов: «Нам следовало бы бережнее относиться к собственной правовой системе, которая сложилась на базе действующей Конституции. Мы живем по ней уже три десятилетия, а не только последний месяц, и давайте сохраним ее для будущей нормальной жизни. Для экстраординарных периодов есть другой инструмент — временные законы. Было бы правильнее подготовить законопроект об особом режиме функционирования СМИ в период проведения специальной военной операции на Украине. Иначе может получиться, что спецоперация закончится, а законы останутся с нами надолго, необоснованно ограничивая свободу мысли, слова, массовой информации, гарантированные Конституцией». Альтернативный вариант, по мнению господина Федотова, — задействовать правовые механизмы, предусмотренные законами о чрезвычайном и о военном положении: «В этих законах предусмотрены меры, ограничивающие свободу СМИ на определенной территории и на конкретный период времени; никакого противоречия с Конституцией при этом не возникает». Предлагаемое расширение полномочий Генпрокуратуры в части признания недействительной регистрации СМИ вступает в противоречие с самим законом «О СМИ», отмечает господин Федотов. «Прекращение выпуска СМИ возможно только по решению суда, иск подает Роскомнадзор, Генпрокуратура там вообще не при чем, — поясняет он.— При этом ст. 16 закона "О СМИ" дает прокуратуре возможность обратиться с иском о приостановлении или о прекращении выпуска СМИ в случае распространения экстремистских материалов. Механизмы ответственности в законе уже все есть, и не надо создавать между ними противоречия».
Норма проекта, предусматривающая «зеркальный ответ на репрессии в отношении российских СМИ за рубежом», кажется Михаилу Федотову «правильной по смыслу, но неудовлетворительной по исполнению». По его словам, такая форма реагирования предусмотрена в ст. 55 закона «О СМИ» еще с 1991 года: «Правительство РФ вправе установить ответные ограничения в случае дискриминации российских журналистов. Новый проект расширяет это правило, но делает это юридически безграмотно. Достаточно вспомнить, что закон "О СМИ" не содержит понятия "иностранные СМИ", если не считать СМИ-иноагентов, и может регулировать только вопросы распространения их продукции на территории РФ».
Мария Макутина, Валерия Лебедева, Мария Старикова


https://www.kommersant.ru/doc/5295124