Глава нового СМИ Еката: «Губернатор спросит за мат - готов ответить»

10.10.2019 URA.RU

В Екатеринбурге появилось новое интернет-издание. Без сайта Фото: Анна Майорова © URA.RU
В Екатеринбурге пять месяцев работает новое СМИ «Лампа». Технически это группа журналистов с сообществом во «Вконтакте» и каналом в Телеграме, но у издания десятки тысяч пользователей, его регулярно цитируют городские СМИ. В интервью «URA.RU» руководитель «Лампы» Андрей Казанцев (в прошлом руководил екатеринбургской редакцией Lifenews и занимал руководящие посты на портале E1.RU) - рассказал, зачем создал экспериментальное СМИ, на чьи деньги создает повестку и почему считает ведущего Владимира Соловьева приятным человеком.
- Андрей, почему издание называется «Лампа»?
Издание Андрея Казанцева начало работу в мае. Анна Майорова © URA.RU
- Короткое, светлое и сакральное для меня слово. Первое слово, которое я произнес - ехал в лифте, маленьким, и сказал «лампочка». У меня собаку зовут Лампа.
- Вы запустились несколько месяцев назад?
- Когда я этот проект готовил, были планы запуститься 1 июня, но в мае начались события в сквере [противостояние сторонников и противников строительства собора Святой Екатерины в Екатеринбурге] и мы поняли, что нужно стартовать с этих событий.
- Какой штат у тебя?
- Штат у меня три человека, зарплата предполагается выше рынка. Это основа, а из наемных ребят, кто приходит и уходит, за три месяца полностью сменился состав - не выдерживают, тяжело работать. Плюс я перебрал, наверное, всех СММ-таргетологов в городе, когда искал себе спеца, но у меня 19-летний руководитель СММ, которая делает круче всех. Человек, который отвечает у нас за видео - это студент третьего курса Санкт-Петербургского университета кино - он лучший на потоке репортажник.
- Ты вводишь новый формат: электронное СМИ без сайта. Почему отказался от традиционной формы?
Авторы лампы тратят почти половину бюджета на привлечение новых читателей и продвижение в соцсетях. «URA.RU»
- Я работал на «Лайфе», когда гений [главный редактор Lifenews Арам] Габрелянов понял, что прямые заходы на сайт падают, а в структуре трафика очень большой блок - соцсети. Зачем гнать эту аудиторию на сайт, если есть площадки, куда можно для этой аудитории информацию прямо класть. И в физических показателях это работает намного круче, чем традиционный сайт. Если бы я был силен в огромных лонгридах или умел создавать игры какие-то в интернете, тогда, конечно, была бы веб-платформа. А сейчас у меня задача найти интересную информацию и максимально широко ее распространить - тут надо заниматься только социальными сетями.
- Но вы же активничаете только во «ВКонтакте»?
- Параллельно мы развиваем Telegram, там 1800 человек, 100% - живые, не купленные, не боты. И Инстаграм есть, но мы на него особо внимание не обращаем - там органически 500 человек подписались, и мы каждому из них рады. Сейчас вот за него примемся, будем раскачивать. Facebook - как-то очень сложно монетизировать. Такого отклика, как на отдельные наши материалы в еще маленькой «Лампе» с 17-ю тысячами подписчиков, я не получал нигде - ни на «Лайфе», ни в «Комсомолке», ни на «Е1».
- Откуда за такой короткий срок более 20 тысяч подписчиков?
«Лампа» в качестве платформы использует соцсети. Анна Майорова © URA.RU
- У нас «ВКонтакте» ботов - ноль. До июня мы ни копейки в продвижение не вкладывали и первый месяц сами собой росли. Подписывались все родственники и друзья - за месяц это всего лишь 700 человек. Затем просто включалась реклама, далее игра таргетолога. И вот реклама к нам привела эти тысячи.
- Выходит, нашел и при такой нетрадиционной модели инвестор-интересант все же присутствует?
- Да, он, естественно, присутствует и не один. Это несколько людей, деньги обычного бизнеса.
Просто я смог доказать на цифрах и на примерах из медиа, что это прибыльно, что это на рекламе, без политической грязи, можно на этом зарабатывать деньги.
- План окупаемости, бюджет, расходы на продвижение можешь раскрыть?
- Скажу, что это всего лишь миллионы рублей с планом окупаемости в один год. Расходы на продвижение - половина бюджета примерно. При этом у меня экономия идет процентов 20 от запланированного.
Казанцев не раскрывает список инвесторов своего проекта и открыт для новых партнеров - в том числе представителей ведущих ФПГ региона. Анна Майорова © URA.RU
- Допустим, завтра твой паблик заметят Игорь Алтушкин, Андрей Козицын, Андрей Симановский и другие мегабизнесмены. Будешь готов сотрудничать с ними?
- Будем обсуждать с партнерами - это наша с ними совместная история. Захотят ли они, будет ли это в ущерб аудитории - я не сомневаюсь, что это может быть. Вот будет какой-то крупный бизнесмен инвестором - он будет менять редакционную политику, будет говорить, как надо, а как нет? Если будет, тогда не получится сотрудничать, потому что модель бизнеса ломается.
- Рекламодатели уже появились?
- Удивительно, но первую денежку мы увидели в Telegram. Наверное, [доход] процентов пять от того, что мы тратим. Но пока у нас даже в планах не было этой монетизации - первые полгода мы даже не планировали видеть эту копейку.
Видео из палатки многодетной семьи бомжей, у которой отняли ребенка, набрало 200 тысяч просмотров за 11 дней
- В Телеграме вы начали репостить канал «Замес». У части деятелей политического процесса отношение к нему, мягко говоря, негативное. Не считаешь, что часть их порой ничем не подтвержденной информации способна нанести вред чистой репутации «Лампы»?
- Интересная ситуация. Нас цитируют мировые СМИ, например BBC размещали наши материалы про школу, где [бизнесмен Андрей] Симановский сделал ремонт. Федеральные СМИ цитируют и просят постоянно контент и информацию. Но местные не хотят. Знакомые журналисты, из разных изданий, говорят, что руководство против упоминания Лампы. История ссылок на первоисточник - это история порядочности и честолюбия издания. Не больше не меньше. И так получается, что «Замес» много нас репостит в телеграмме. Я понятия не имею, зачем они это делают, но мы «Замес» репостим скорее из благодарности. Я не понимаю таких анонимных каналов и отношусь очень скептически, но хотел бы посмотреть в глаза его создателю, потому что часто вижу там крик души какой-то.
Авторов «Лампы» задевает, что местные СМИ, в отличие от федеральных, редко ссылаются на них. Владимир Жабриков © URA.RU
- Не так давно читатели столкнулись с историей про не допущенных на рейс пассажиров, а при проверке нами этой истории выяснилось, что все не так уж и страшно там было. Фактчекинг страдает? Что тому причиной и как с этим будешь бороться? Сенсации из ничего - это плохо или это допустимая норма, учитывая, что ты все-таки не СМИ, а сообщество в соцсетях?
- Мы ближе к людям, чем к компаниям и организациям. С вылетом тем ситуация простая: нам жалуется подписчик, что несколько человек не попало на самолет. Я точно знаю, что этот человек существует. Естественно, что мы первым делом звоним в авиакомпанию, но там прокомментировать нам не смогли. При этом сразу после публикации в комментарии под постом приходит сама авиакомпания и дает ответ. И мы его добавляем. Честный ли он? У журналистов часто принято, что если официально - значит истина, но это не так. Это лишь позиция: слово против слова.
У нас в топ-10 читаемых материалов сентября новость про порезавших вены. Я был в Москве, и дежурный скидывает новость коллег: 200 человек порезали вены. Я обалдел и не поверил, потому что полиция, ГУФСИН, прокуратура, общественники - кто-нибудь да позвонил бы и сказал нам. И буквально в этот момент звонит человек и рассказывает, как там все на самом деле. И мы первые даем реальную информацию. Сенсация из ничего - это плохо. Все могут ошибиться, и мы ошибемся обязательно. И обязательно признаем свой косяк.


https://ura.news/articles/1036278978